История создания Московской Кольцевой автомобильной дороги (МКАД).
Впервые проект на строительство МКАД начал разрабатываться в
1936 году. В 1939 году трасса дороги была вынесена в натуру, закреплена на
местности и одобрена экономическим советом при СНК СССР. В 1940 году завершено
проектное задание на строительство МКАД, и дальнейшие работы по МКАД были
приостановлены. После окончания В.О.В. в 1949 г. проектные работы были возобновлены. В
1950 году институтом Союздорпроект был составлен технический проект на строительство
МКАД. В 1957 году было начато её строительство, около Ярославского шоссе. В 1960 году была сдана в
эксплуатацию первая восточная часть, а в 1962 году – западная часть МКАД, тогда же и началось движение по все магистрали, общая
протяженность которой составила 108,7 км.
Средний радиус от центра города – 17,35 км. Строительство было осуществлено в
соответствии с НиТу 128-55 по параметрам I технической категории: ширина земляного полотна – 24 м; ширина полосы движения –
3,5 м;
количество полос движения – 4; ширина разделительной полосы – 4; ширина обочин
– 3 м
каждая; габарит мостов и путепроводов – 21 м; ширина тротуаров на путепроводах – 1,5 м; высотный габарит под
путепроводами – 4,5 м.
(ТЭО МКАД Союздорпроект т.1.,1996). Магистраль представляла собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону)
7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край
дороги был выложен рифлёными плитами. На трассе было построено два моста через реку Москву:
В 1970 г. Союздорпроект по
Заданию Мосгорисполкома разработал технический проект реконструкции МКАД на
участке от Горьковского до Новорязанского шоссе (участок 0 – 11 км), которая была осуществлена
в 1973-1977 годах. При реконструкции МКАД было осуществлено расширение
земляного полотна с 24 м
до 36 м с
сохранением существующей разделительной полосы; устройство 6-ти и 8-ми полос
движения переустройство съездов и транспортных развязок. К 1994 г. работала на пределе
пропускной способности. В складывающихся условиях развития промышленности МСР
прогнозируется существенный рост транспортных нагрузок, где МКАД отводиться
ведущая роль (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 1 1996 г.).
В генеральном плане развития Москвы и Московской
области до 2010 г. для МКАД предложена новая классификация – главная
магистральная улица 1-го класса, предназначенная для пропуска смешанных
потоков, движения транспорта – непрерывное, расчётная скорость – 100 км/час,
пешеходное движение – в разных уровнях (Генплан, Москва 1999).
Резкое увеличение количества гаражей в границах
зона застройки МКАД привело к появлению большого количества стихийных съездов к
ним в одном уровне, значительно повышающих деформацию насыпей и склонов. Экологическое
состояние покрытия в 1994 г. на всём протяжении МКАД оценивалось как
удовлетворительное (Союздорпроект, МАДИ 1994 г.).
Технико-экономическое
обоснование (ТЭО) МКАД реконструкции МКАД разработано во исполнение
постановления правительства Москвы от 6
декабря 1994 года и в соответствии с заданием, Утверждённым Министром
Правительства г. Москвы. Нормативный срок реконструкции определён в пять лет и
согласован Правительством Москвы – начало работ – 1995 год, окончание 1999 год.
Реконструкция автодорожных путепроводов осуществлялась, в соответствии со
«Схемой комплексного развития транспорта города Москвы» (площади, занятые
дорогами возрастают как минимум в три раза).
В
перспективе на кольцевой дороге запроектировано 49 автодорожных путепроводов,
из которых 17 – в теле дороги, 32 – над дорогой; 14 пересечений с железными
дорогами, в том числе 2 путепровода под железнодорожные пути и 12 – через пути
железных дорог, 8 мостовых переходов.
Реконструкция
мостов происходила с минимальным переустройством.
Ось
проектируемого моста у с. Беседы реконструировалась на расстоянии 40 м от оси существующего
моста в сторону области. Подходы к мосту в плане запроектированы с R – 2000
м и составляют по длине 1000 м, в том числе: 484 м до начала существующего
моста; 516 м.,
после конца существующего моста.
Мостовой
переход через р. Москву у с. Беседы характеризуется
широкой поймой, которая местами слабо заболочена. Геологический разрез в районе
мостового перехода представлен современными четвертичными отложениями (аQш-IV) глинами
юрского возраста (J3) и
известняками каменноугольного возраста (С3). Мощность современного
аллювия, представленного песками различной крупности с отдельными линзами
заиленных суглинков реже гравийными грунтами, изменяется от 9 м на левом берегу до 20 м на правом. Грунтовые воды
на обоих берегах приурочены к аллювиальным отложениям и гидравлические связаны
с водами р. Москвы (в данных условиях строительство мостового перехода шло
путём применения забивных и буронабивных свай).
Ось проектируемого мостового перехода у с.
Спас принята на расстоянии 35 м
от оси существующего моста в сторону области. Подходы к мосту запроектированы с
R – 1500 м и R – 2000
м и составляют 1762 м, в том числе: 458 м до начала существующего
моста; 1304 м после конца
моста с учётом строительства 2-х новых путепроводов (одобрены протоколом
от 30 июня 1995 г.).
Мостовой
переход через р. Москву у с. Спас занимает правый борт долины р. Москвы и пойму
шириной до 1,-1,2 км,
которая местами слабо заболоченной. Левый борт – обрывистый, обнажённый, но,
несмотря на это достаточно устойчивый. Район мостового перехода сложен
четвертичными отложениями, залегающими на породах каменноугольной системы.
Четвертичные отложения на берегах представлены толщей переслаивающихся песков,
супесей, суглинков, слюдистых глин с прослоями торфа. Мощность их составляет от
14 м на
правом берегу, до 32 м
на левом берегу. Русло реки сложено аллювиальными песками мощностью 5-7 м. Коренные породы
представлены трещиноватыми известняками
с прослоями мергелей и плотных глин. Грунтовые воды приурочены к аллювиальным
отложениям, которые связаны с уровнем воды в р. Москве и к трещиноватым
известнякам (опоры сооружались на свайных фундаментах).
Ось
проектируемого моста у г. Химки, смещена на 35 метров, от своей оси в
сторону города. Подходы к мосту в плане запроектированы с R – 1500
м и R – 2000 м составляют 1295 м, в том числе: 652 м до начала существующего
моста; 643 м
после конца существующего моста. Мостовой переход через канал им. Москвы у г.
Химки, расположен на склонах Химкинского водохранилища в районе проектируемого
моста склоны пологие, устойчивые, заросшие лесом, сложены четвертичными
отложениями, представленные моренными
суглинистыми грунтами залегающими
на коренных породах юры. Мощность четвертичных отложений составляет: 14-16 м. Грунтовые воды на обеих,
берегах приурочены к кровле флювиогляциальных песков и гидравлически связаны с
уровнем воды в канале; по отношению к бетонам не агрессивны (ТЭО МКАД Союздорпроект
т. 2 1996).
Реконструкция средних мостов
(мостовые переходы через рр. Сетунь, Сходня, Яуза,) производилась путём
расширения существующего сооружения путём пристраивания симметрично
относительно оси с двух сторон конструкций опор и установки пролётных строений
и строительство нового. Склоны долин задернованы, устойчивы. Выходов грунтовых
вод на склонах не отмечено, лишь в основании склонов в долине р. Сетунь
происходит разгрузка подземных вод в виде родников. Поймы местами заболочены.
На участках сооружения путепроводов почти повсеместно вскрыты грунтовые воды,
чаще «верховодка», на глубине от 3 до 7 м; в районе Щёлковского путепровода и путепровода
ж/д. Москва-Минск (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996).
Значительные площади
отведены под дождевую канализацию, газоснабжение, трубопроводы, системы
очистки, сети связи и другие коммуникации (Общая протяжённость реконструируемых
сетей дождевой канализации вблизи МКАД составит около 768 м.)
В соответствии с Генеральной схемой
газоснабжения г. Москвы на период до 2010 г. общая протяжённость перекладываемых
кабелей связи по всей МКАД составит 78,08 км.
На реконструируемой автодороге построено всего 65 мостов и путепроводов
общей длинной 6140.54 п.м.
Грунт
выемок в объёме 589,9 тыс. м³ используется для отсыпки насыпей, непригодный
грунт выемок в объёме 671,93 тыс. м³ вывозиться в кавальер. Общий объём грунта
с учётом замены слабого основания насыпей и выемок, устройства кюветов и срезки
недоборов, вывозимого в кавальер, составляет 7284,96 тыс. м³. Потребность в
песке для возведения насыпей составила около 1064 тыс. м³. Полоса постоянного
отвода непосредственно под реконструкцию и реконструкцию транспортных развязок
составляет 516,9 га,
в том числе: Лес– 126,82
га; сады, огороды
47,94 га;
пашня 21,78 га;
выгон 8,38 га; луг 144,04 га; неудобные
земли 167,94 га;
Для
возможности расширения МКАД в две
стороны от оси 70-71 км.,
спрямлено русло р. Сходня со стороны области, т.к. бровка проектируемой насыпи
дороги вплотную подходит к руслу реки, а в двух местах пересекает его. Временный отвод земель на период
строительства для проезда и работы машин и механизмов вдоль дорог и съездов,
размещения строительных площадок составил 186,21 га. Под площадки зданий и сооружений землеотвод
составляет 15 га,
в том числе: Лес 4,5 га;
Пашня 5,5 га;
Неудобные земли- 5,0 га;
Рельеф, продольный профиль и земляное
полотно магистрали.
В плане МКАД имеет 34 угла
поворота с вписанными в них кривыми радиусами: R>3000 м- 11 шт. R=2000 м- 20
шт. R=1500 м- 1 шт. R=1000 м - 1
шт. Без разбивки- 1 шт. Это позволяет обеспечить расчётную скорость движения
автомобилей до 150 км/час. В продольном профиле радиусы: выпуклой кривой – 10 000 м, вогнутой кривой
- 5 000 м, максимальный
продольный уклон – 40%, что обеспечивает расчётную скорость движения
автотранспорта 100 км/час. При этом начало и конец трассы 0-109 км принят в районе
пересечения МКАД с Горьковским шоссе. При реконструкции МКАД сохранена ось
дороги. Расширение земляного полотна и проезжей части произведено в обе стороны
от существующей оси, поэтому план дороги и её продольный профиль, в основном сохранён.
Изменение
плана рельефа трассы произошло в случаях: I. Проектирование трёх новых больших
мостов, II. Обход с
целью сохранения Востряковского и Перловского кладбища, III. Прохождение вдоль МКАД магистральных коммуникаций
нефтепровода и газопровода в районе Кузьминского лесопарка.
Изменение плана трассы произведено
в местах: Расположение трёх новых больших мостов через р. Москву у с. Беседы (19 км) и с. Спас (68 км) и канала им. Москвы (76 км); Обхода Востряковского
и Перловского кладбища; Прохождение вдоль МКАД магистральных нефтепровода и
газопровода в районе Кузьминского лесопарка.
При
реконструкции МКАД приняты следующие параметры поперечного профиля проезжей
части и земляного полотна таб. №
Таблица№1 Параметры
поперечного профиля полотна МКАД (Союздорпроект т.,2 1996).
Число
полос движения
|
от
4 х 2; до 5 х 2;
|
Ширина
полосы движения
|
3,75
|
Ширина
проезжей части
|
15 м х 2
|
Число
переходно - скоростных полос
|
1
х 2 м
|
Ширина
переходно-скоростной полосы
|
3,75 м
|
Ширина
разделительной полосы между основным движением и переходно-скоростной полосой
|
0,75
|
Ширина
обочин
|
3 м
|
Ширина
укреплённой части обочины
|
1,25 м
|
Ширина
разделительной полосы между разными направлениями движения
|
5 м
|
Наименьшая
ширина укреплённой полосы на разделительной полосе
|
1 м
|
Ширина
земляного полотна
|
50 м
|
Для
сохранения ландшафтов национального парка «Лосиный остров» на 95 – 103 км МКАД запрещено
размещение стоянок, объектов обслуживания, съездов. На этом участке МКАД имеет
4 полосы движения в каждую сторону (при перспективной интенсивности движения на
2015 г.
– 75,6 тыс. авт/сут). На этом участке МКАД от Ярославского до Щёлковского шоссе 96-103 км интенсивность движения, как существующая – 38
тыс. авт./сут, так и перспективная на 2015 год – 75,6 тыс. авт./сут выше
средней интенсивности движения по всей МКАД, и составляет соответственно 35,3
тыс. авт./сути 70,2 тыс. авт./сут.
Крутизна
склонов земляного полотна: выемок и насыпей высотой до 2 м – 1: 1: 1,75; внешнего откоса выемок 1:2 насыпи
высотой: от 3 до 6 м
– 1: 1,5; от 6 до 12 м
- 1:1,75. Крутизна откосов насыпей на
подтопляемых участках 1: 2. (ТЭО МКАД Союздорпроект т. 2 1996 г.).
Продольный профиль МКАД при
реконструкции в основном не изменился, за исключением подходов к новым большим мостам. Общий объём земляных
работ составил 9307,7 тыс. м³. Для обеспечения устойчивости проектируемого
земляного полотна укрепление откосов предусмотрено в основном растительным
грунтом толщиной 0,15 м.,
с засевом семян многолетних трав площадью 1004,22 тыс. м². (ТЭО МКАД Союздорпроект
т. 2 1996 г.).
На
подтопляемых участках откосы насыпей укреплены: железобетонными плитами
размером 3х2, 5х0,16 м – 24,4 тыс. м²; бетонными плитами размером 1х1х0,16 м –
12,2 тыс. м³ на щебёночном основании толщиной 0,1 м; георешёткой с
заполнением растительным грунтом – 158,9 тыс. м²; бетонными решетчатыми плитами
с заполнением щебнем – 491,4 тыс. м². Общая протяжение быстротоков – 720 м.
Конструкции
дорожных одежд разработаны в соответствии с транспортно-эксплутационными
требованиями для дороги I
технической категории (по заданию – главная магистральная дорога). Расчётная
приведённая интенсивность движения на одну наиболее загруженную полосу, исходя
из общей перспективной интенсивности и состава движения (в обоих направлениях),
на расчётный 2015 год составит 6045 автомобилей в сутки. К строительству рекомендована
полужёсткая дорожная одежда: верхний
слой покрытия из асфальтобетона из горячей мелкозернистой щебёночной смеси типа
«А» I марки (ГОСТ 9128-84) на дроблёном
(или природном с добавлением дроблёного песка), гранитном щебне и
модифицированном битуме, толщиной 0,08; нижний слой покрытия из высокопористого
асфальтобетона из горячей крупнозернистой щебёночной смеси.
|