МКАД ГлавнаяРегистрацияВход Пятница
17.05.2024
13:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Меню сайта
Форма входа
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Размещение Московского транспортного узла относительно Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)

                                                                                                                                                кандидат географических наук  Шарапатов Павел Михайлович


Размещения Московского транспортного узла относительно МКАД.

            Московский транспортный узел давно перешагнул границы Москвы, охватываемые МКАД. Железнодорожный транспорт рассматривает его в пределах кольца большой Московской окружной железной дороги (БМО), а в более отдалённой перспективе – в пределах начинающегося формироваться третьего железнодорожного кольца, выходящего за границы Московской области.

            Московский авиационный узел (МАУ), включающий аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Быково, целиком расположен за пределами Москвы. Эксплутационные участки речных портов Москвы – Южного, Западного, Северного имеют протяжённость по 100 и более километров.

            За пределами Москвы находятся кольцевые трассы газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, обслуживающие столицу и область. Поэтому правильно рассматривать Московский транспортный узел, как минимум, в границах Московской области, или иначе в границах Московского столичного региона (МСР).

            Москва и Московский столичный регион играют важнейшую роль в политической, социально-экономической, культурной жизни России.

            Наличие крупнейшей в стране и одной из наиболее крупных в мире Московской городской агломерации накладывает отпечаток на все стороны социально-экономического функционирования Московской области и, в первую очередь, на транспортную систему.

            Формирование магистральной транспортной сети в регионе складывается под воздействием столичного города.

            Территория МСР 47 тыс. кв. км, численность населения на 01.01.1994г. – 15,4 млн. чел., в т.ч. в Москве (и в районах ей подчинённых) – 8,8 млн. чел., в области – 6,6 млн. чел. Из общего количества населения городское составляет 14,0 млн. чел. (90,9%), сельское –1,4 млн.чел (9,1%). В последние годы произошло падение численности населения, как в Москве, так и в области, связанное с неблагоприятным демографическим составом (значительным удельным весом населения старших возрастов) и социально-экономическим кризисом поразившим Россию.

            С этим же связано снижение удельного веса МСР в промышленном производстве России. Если в 1991 г. на долю столичного региона приходилось 11,7% валового промышленного производства (в т.ч. собственно Москвы – 6,6%), то в 1992 г. удельный вес снизился до 7,3% (Москвы – 4,1%) и в 1994 г. – увеличился до 9,1%(Москвы – 5,6%). Тем не менее, столичный регион прочно занимает 1 место в России. В регионе работает 2,3 тыс., промышленных предприятий, в т.ч. 1,2 тыс. – в Москве. Основу отраслевой структуры МСР составляют машиностроение и металлообработка, химическая, лёгкая, пищевая, топливно-энергетическая промышленность, строительный комплекс.

            Обрабатывающая промышленность работает в основном на привозном сырье  и топливе. В столичный регион в докризисный период (1988-1990) ежегодно завозилось 6.0 млн. т чёрных металлов, около 1 млн. т хлопка-сырца, 18-19 млн. т нефтяных грузов, 8 млн. т каменного угля, около 50 млн. т строительных материалов.

            Развитая промышленность строительного комплекса получает значительную часть инертных строительных грузов (камень, щебень, песок) из Ярославской, Рязанской, Костромской областей и республики Карелия. В настоящее время завозы уменьшились почти в 2 раза.

            Агропромышленный комплекс МСР развивается при дефиците трудовых и земельных ресурсов и специализируется на производстве с/х продукции пригородного типа – овощей, картофеля, ягод и фруктов, молок, яиц, т.е. малотранспортабельной продукции. Собственное производство удовлетворяло потребности МСР в молоке на 60%, в картофеле – на 13%, в овощах – 45%, в мясе – 43%. В настоящее время доля собственных ресурсов резко уменьшилась. Вопрос об удовлетворении потребностей столичного региона продуктами питания первоочередной. Его решение заключается, во первых, в интенсификации и увеличении конкурентноспособности производсва, во-вторых, в повышении сохранности произведённой продукции. В решении этой проблемы велика роль транспорта (особенно автомобильного), обслуживающего агропромышленный комплекс.

            Для столичного региона характерна радиально-кольцевая система расселения и размещение промышленности и сельского хозяйства. Чётко прослеживается выделение 4-х концентрических зон вокруг мощного ядра – г. Москвы.

Категория: Мои статьи | Добавил: brize242 (26.05.2009)
Просмотров: 1623 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [8]
Инновации регионалистика [0]
Идеи, гипотезы, версии [0]
проекты [0]
технологии [0]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz