МКАД ГлавнаяРегистрацияВход Пятница
17.05.2024
10:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Меню сайта
Форма входа
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Структура ландшафтов района Московской кольцевой автодороги (МКАД). (окончание)

                                                                                                                Автор. Шарапатов П.М.

Структура ландшафтов района Московской кольцевой автодороги (МКАД).


Группа транзита представлена ландшафтом флювиогляциальных реликтовых аккумулятивных плоских и слабо-расчлененных равнин, сложенных водноледниковыми отложениями легкого механического состава со смешанными и вторичными березово-осиновыми лесами на дерново-подзолис­тых глеевых почвах со слабозастойным режимом и кислым классом водной миграции.

Группа комплекса речных долин представлена преимущественно ландшафтом флювиальных и флювиально-флювиогляциальных аккумулятивно-денудационных равнин, сложенных водноледниковыми и аллювиально-водноледниковыми отложениями преимущественно легкого механического состава со смешанными и вторичными мелколиственными лесами на дерново-слабоподзолистых почвах с промывным режимом с кислым окислительным классом водной миграции.

            Для Мещёры характерно преобладание ландшафтов групп аккумуляции и речных долин.

            На северо-восточном участке МКАД по границе с Московской возвышенностью на обширных пространствах преобладает группа аккумуляции, она представлена двумя группами ландшафтов.

Ландшафт флювиогляциальных реликтовых аккумулятивных слабо-расчлененных равнин и плоских нерасчлененных низин, сложенных водно-ледниковыми и аллювиально-водноледниковыми отложениями преимущественно легкого механического состава с сосново-мелколиственными лесами на дерново-подзолистых глееватых и глеевых почвах со слабозастойным режимом и кислым окислительным классом водной миграции.

В районе Лосиного острова распространён ландшафт флювиогляциальных реликтовых аккумулятивных слабо-расчлененных равнин и плоских нерасчлененных низин, сложенных озерно-водноледниковыми отложениями преимущественно тяжелого механического состава с участием хемогенных образований, с болотами на дерново-глеевых и торфяноболотных почвах, с застойным режимом и кислым восстановительным классом водной миграции.

Мещёра района МКАД отличается широким распространением ландшафтов комплекса речных долин представленного тремя группами.

Ландшафт флювиальных и флювиально-флювиогляциальных аккумулятивно-денудационных равнин, сложенных аллювиальными и аллювиально-флювиогляциальными отложениями смешанного состава с лугами на пойменных дерновых почвах, с режимом периодич­еского подтопления и затопления и слабым окислительным классом водной миграции.

Ландшафт флювиальных и флювиально-флювиогляциальных аккумулятивно-денудационных равнин, сложенных водноледниковыми и аллювиально-водноледниковыми отложениями преимущественно легкого механического состава со смешанными и вторичными мелколиственными лесами на дерново-слабоподзолистых почвах с промывным режимом и кислым окислительным классом водной миграции.

 Ландшафт флювиальных и флювиально-флювиогляциальных аккумулятивно-денудационных равнин, сложенных водноледниковыми и аллювиально-водноледниковыми отложениями преимущественно легкого механического состава с сосново-мелколиственными лесами на дерново-подзолистых глееватых и глеевых почвах, со слабозастойным режимом и кислым окислительным классом водной миграции (Лачинова Н.С. 2000 г.).

Московская возвышенность характеризуется наибольшей пестротой групп ландшафтов. Кроме преобладающих ландшафтов выноса и транзита, здесь распространены ландшафты группы речных долин и незначительно ландшафты группы аккумуляции. Среди элементарных ландшафтов преобладают: водораздельный, приводораздельный, придолинный, верхних частей склонов, нижних частей склонов, водораздельных холмов, проточных рек и озёр, приустьевых холмов, западинный, седловин, пойменный, приустьевых холмов.

Москворецко-Окское междуречье отличает наименьшее разнообразие групп ландшафтов. Территорию Теплоостанской возвышенности занимают преимущественно ландшафты группы выноса. На южном отрезке МКАД распространены ландшафты группы транзита. Ландшафты группы речных долин выражены достаточно слабо. Элементарные ландшафты равнины представлены следующими типами: овражно-балочный, ложбинно-лощинный, верхних частей склонов, нижних частей склонов, проточных рек и озёр, седловин, пойменный.

Своеобразной провинцией в этом отношении является Мещёра. Данный участок МКАД характеризуется почти полным отсутствием ландшафтов группы выноса и транзита. Сравнительно равные площади занимают ландшафты группы аккумуляции и ландшафты группы комплекса речных долин. Наиболее разнообразно представлена группа ландшафтов комплекса речных долин. Среди элементарных ландшафтов распространены: придолинный, нижних частей склонов, пойменный, проточных рек и озёр, замкнутых рек и озёр, западинный, ложбинно-лощинный.

 Ландшафтно-топологическая модель позволяет выделить бассейны рек и элементарные ландшафты района, характерные для каждой из групп выделенных ландшафтов. Приведённая типология элементарных ландшафтов позволяет наиболее полно отразить структуру ПТК района, учитывать весь комплекс природных процессов и динамику ПТК района, в том числе и изменения происходящие в ПТК под воздействием магистрали.

Модель позволяет учитывать изменения в ПТК в результате строительства объектов инфраструктуры вдоль трассы, и строительства  сооружений локальной системы сбора и очист­ки дождевых вод с последующим сбросом их в поверхностные водные  ис­точники.

Несомненным преимуществом модели является возможность выделения наиболее значимых ПТК для района, которые выполняют средообразующую функцию, ПТК способствующих уменьшению фрагментации и созданию единого экологического пространства.

Использование модели позволило определить черты природного каркаса территории его значение и механизм функционирования. Рассмотрение структуры ПТК, позволяет наиболее рационально использовать ПТК района и земли вдоль трассы. Полученная схема ПТК позволяет выделить редкие ландшафты района.  Структуру ПТК района в значительной степени образуют речные долины пяти водосборных бассейнов.

Ландшафты района с сохранившимися лесными массивами, выполняющими роль биокоридоров, приурочены главным образом к водосборным бассейнам рек Москва, Яуза, Сетунь, Городня, Пахра. Наибольшие площади водосборных бассейнов имеют реки Москва, и Сетунь, Яуза, наименьшие Городня и Пахра. Долинные комплексы рек являются местом обитания редких животных и распространением редких фитоценозов.

 

Таб. 1 Бассейны рек и биокоридоры района МКАД  (Москомархитектура 1995).

Бассейн

Название реки

Число видов

 (К)

Источник разнообразия

Видов

Сетуни

Сетунь

Очаковка

Раменка

Самородинка

Наверашка

90

52

47

31

10

22

13

12

8

2,5

Матвеевский лес

Теплоостанский и Тропарёвский лесопарки

Парк 50-летия Октября, пустырь ю-з лесопарк

92

80

 

?

36

Городни

Городня

Язвенка

Чертановка

Шмелёвка

42

81

44

24

10

20

11

6

Братеевский пустырь

Бирюлёвский дендропарк, Царицыно

Битцевский природный парк

Зябликовский лесопарк 

54

108

113

52

Яузы

Яуза

Серебрянка

Чермянка

Лихоборка

25

34

18

6

8

4,5

Яузский ВБК

Измайловский лес

Алтуфьевский лесопарк

Главный ботанический сад РАН

100

99

35

69

Р.Москва

Сходня

Химка

Котловка

Пономарка

28

25

21

-

7

6

5

-

 

ПСПИ Братцево

Парк Покровское-Стрешнево

Коробовские сады

Кузьминки

63

82

30

111

Пахры

Битца

45

11

Битцевский природный парк

113

           

            Из таблицы видно, что роль биокоридоров в районе магистрали выполняют долинные комплексы рек. Долинные комплексы сохранили лесные массивы с редкими видами флоры и фауны, поэтому данные ПТК можно отнести к редким ландшафтам района. Наибольшее количество редких ПТК отмечено в бассейне р. Сетунь.

Водосборы с лесопарковыми массивами формируют сеть биокоридоров в районе магистрали смягчая эффект экологической блокады. Протяженные долины в районе трассы оказываются разби­тыми на участки, которые обедняются тем быстрее, чем они мельче и чем дальше стоят друг от друга и от крупных массивов. Согласно представлениям островной экологии, их десятикратное уменьшение ведет к обеднению на 30% по уровню биоразнообразия по сравнению с близле­жащей крупной природной территорией (Уилкокс, 1983). Именно такой эффект наблюдался при исследовании последствий фрагментации долины Яузы при застройке Новых Мытищ в результате нарушений связей "остро­ва" - городской поймы с "материком" - Яузским водно-болотным комп­лексом в национальном парке. При возможности подпитки го­родских "островов" за счет источников биоразнообразия вне города создается эффект "спасения" субоптимальных городских местообитаний, городские популяции животных предохраняются от угасания (ТЭО МКАД т 3 кн. 3 и кн. 4).

За последние 40  лет с момента ввода магистрали в эксплуатацию, ландшафты района претерпели серьёзные техногенные деформации, что существенно нарушило их структуру. Вещественно-энергетические потоки наиболее активно ведут себе на водосборах. Расположенные здесь мостовые переходы и другие технические  объекты оказывают воздействие на водные объекты, ПТК, и потоки веществ, это одни из наиболее активных точек воздействия магистрали на ПТК. Работа очистных сооружений, расположенных около трассы может быть эффективной в случае удачного размещения их на водосборе. Размещение очистных сооружений на возвышенных участках, способствует эффективному рассеиванию загрязняющих веществ поступающих с магистрали. Водосборы района и техногенные нагрузки на них создают зону наиболее активного вещественного обмена, где наблюдается наиболее высокая динамика ПТК.

 

Литература.

 

1.      Гласко М.П., Ранцман Е.Я. Мелкоблоковая структура Земной коры Московского морфоструктурного узла и её последствия //Изв. РАН. Сер. Геогр. 2000 № 5. С.31-39.

2.      Гласко М.П., Ранцман Е.Я. Морфоструктурные узлы - места активизации природных процессов // Докл. АН СССР. 1996. Т. 350. № 3. с. 397-400.

3.      Гласко М.П., Козлов К.А., Ранцман Е.Я. Места ак­тивизации природных процессов на территории Большого города - Московский морфоструктурный узел // Докл. АН СССР. 1999. Т. 369. № 3. С.393-395.

4.      Глазовская М.А. Геохимические  основы типологии и методики исследования природных ландшафтов. Изд. МГУ, 1964, с.230.

5.      Григ Д. Районы, модели и классы. В кн. «Модели в географии». Прогресс М., 1971, с.175-211.

6.      6. Кузьменко ЮТ., Гаврюшева Е.А., Лавров О.Н. Осадочный чехол // Москва: геология и город. М.:   Изд-во Московские учебники и картолитография, 1997. С. 48-86.

7.      Лихачева Э.А. Ландшафтно-географические районы // Москва: геология и город. М.: Изд-во Московские учебники и картолитография, 1997. С. 12-21.

8.      Лачинова Н.С. Отчёт о геолого-экологическом исследовании Столичного региона. ПГО Центргеология 2000 г. (графика).

9.      Матвеев Н.П. Водосборы рек бассейнов верхней Волги и Оки и их влияние на поймы. Сб. «Землеведение», т.XVI, МГУ, 1985, с.69-77.

10.  Матвеев Н.П. Топологические свойства водосборов малых рек равнинных областей. Сб. «Системный подход в геоморфологии». МФГО СССР. М., 1988, с.48-59.

11.  Матвеев Н.П. Ландшафтно-топологическая модель  элементарного водосбора. //Москва 1994 г с.131-146.

12.  Матвеев Н.П. Меандрирование рек  Подмосковья./М. 1990 г.с. 3-24.

13.  Мамай И.И. Современные ландшафты Московской области./Москва 1997 г.

14.  Макаров В.И., Бабак В.И., Федонкина И.Н. Но­вейшая тектоническая структура и рельеф // Моск­ва: геология и город. М.: Изд-во Московские учеб­ники и картолитография, 1997. С. 86-105.

15.  Полынов Б.Б. Избранные труды. Ан СССР. М., 1956, с.751.

16.  Преображенский В.С., Александрова Т.Д., Куприянова Т.П. Основы ландшафтного анализа. Наука. М., 1988  с.192.

17.  Схематическая карта инженерно-геологического районирования и профиль МКАД институт «Союздорпроект» 1996 г.

18.  ТЭО МКАД том 3 книга 3 Москва 1995 г. с. 426-432., с. 485-496.

19.  ТЭО МКАД том 3 книга 4 Москва 1995 г. с.656-674.

20.  Уилкокс Б.А.  Островная  экология и охрана природы. (Биология охраны природы. М. Мир.1983. с.117-142.

21.  Федонкина И.Н. Отчёт о создании ландшафтной  и неотектонической основы м-ба 1000000 для центрального района Русской равнины М.1991 г.

22.  Хаггет П. Сетевые модели в географии. В  кн. «Модели в географии». Прогресс. М.,1971, с.287-343.

23.  Хаггет П., Чорли Р.Дж. Модели, парадигмы и новая география. В кн. «Модели в географии». Прогресс. М., 1971, с.7-28.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: brize242 (26.05.2009)
Просмотров: 2223 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [8]
Инновации регионалистика [0]
Идеи, гипотезы, версии [0]
проекты [0]
технологии [0]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz