История создания Московской Кольцевой автомобильной дороги (МКАД).
Впервые проект на строительство МКАД начал разрабатываться в
1936 году. В 1939 году трасса дороги была вынесена в натуру, закреплена на
местности и одобрена экономическим советом при СНК СССР. В 1940 году завершено
проектное задание на строительство МКАД, и дальнейшие работы по МКАД были
приостановлены. После окончания В.О.В. в
Магистраль представляла собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами. На трассе было построено два моста через реку Москву:
- Бесединский мост, 1960, инж. Р. М. Гальперин, арх. Г. И. Корнеев (в районе Капотни и села Беседы)
- Спасский мост, 1962, инж. В. Д. Васильев, арх. К. П. Савельев (в районе Строгино и села Спас).
В
В генеральном плане развития Москвы и Московской области до 2010 г. для МКАД предложена новая классификация – главная магистральная улица 1-го класса, предназначенная для пропуска смешанных потоков, движения транспорта – непрерывное, расчётная скорость – 100 км/час, пешеходное движение – в разных уровнях (Генплан, Москва 1999).
Резкое увеличение количества гаражей в границах зона застройки МКАД привело к появлению большого количества стихийных съездов к ним в одном уровне, значительно повышающих деформацию насыпей и склонов. Экологическое состояние покрытия в 1994 г. на всём протяжении МКАД оценивалось как удовлетворительное (Союздорпроект, МАДИ 1994 г.).Технико-экономическое
обоснование (ТЭО) МКАД реконструкции МКАД разработано во исполнение
постановления правительства Москвы от 6
декабря 1994 года и в соответствии с заданием, Утверждённым Министром
Правительства г. Москвы. Нормативный срок реконструкции определён в пять лет и
согласован Правительством Москвы – начало работ – 1995 год, окончание 1999 год.
Реконструкция автодорожных путепроводов осуществлялась, в соответствии со
«Схемой комплексного развития транспорта города Москвы» (площади, занятые
дорогами возрастают как минимум в три раза).
В
перспективе на кольцевой дороге запроектировано 49 автодорожных путепроводов,
из которых 17 – в теле дороги, 32 – над дорогой; 14 пересечений с железными
дорогами, в том числе 2 путепровода под железнодорожные пути и 12 – через пути
железных дорог, 8 мостовых переходов.
Реконструкция
мостов происходила с минимальным переустройством.
Ось
проектируемого моста у с. Беседы реконструировалась на расстоянии
Мостовой
переход через р. Москву у с. Беседы характеризуется
широкой поймой, которая местами слабо заболочена. Геологический разрез в районе
мостового перехода представлен современными четвертичными отложениями (аQш-IV) глинами
юрского возраста (J3) и
известняками каменноугольного возраста (С3). Мощность современного
аллювия, представленного песками различной крупности с отдельными линзами
заиленных суглинков реже гравийными грунтами, изменяется от
Ось проектируемого мостового перехода у с.
Спас принята на расстоянии
Мостовой
переход через р. Москву у с. Спас занимает правый борт долины р. Москвы и пойму
шириной до 1,-
Ось
проектируемого моста у г. Химки, смещена на
Реконструкция средних мостов
(мостовые переходы через рр. Сетунь, Сходня, Яуза,) производилась путём
расширения существующего сооружения путём пристраивания симметрично
относительно оси с двух сторон конструкций опор и установки пролётных строений
и строительство нового. Склоны долин задернованы, устойчивы. Выходов грунтовых
вод на склонах не отмечено, лишь в основании склонов в долине р. Сетунь
происходит разгрузка подземных вод в виде родников. Поймы местами заболочены.
На участках сооружения путепроводов почти повсеместно вскрыты грунтовые воды,
чаще «верховодка», на глубине от 3 до
Значительные площади
отведены под дождевую канализацию, газоснабжение, трубопроводы, системы
очистки, сети связи и другие коммуникации (Общая протяжённость реконструируемых
сетей дождевой канализации вблизи МКАД составит около
В соответствии с Генеральной схемой
газоснабжения г. Москвы на период до
Грунт
выемок в объёме 589,9 тыс. м³ используется для отсыпки насыпей, непригодный
грунт выемок в объёме 671,93 тыс. м³ вывозиться в кавальер. Общий объём грунта
с учётом замены слабого основания насыпей и выемок, устройства кюветов и срезки
недоборов, вывозимого в кавальер, составляет 7284,96 тыс. м³. Потребность в
песке для возведения насыпей составила около 1064 тыс. м³. Полоса постоянного
отвода непосредственно под реконструкцию и реконструкцию транспортных развязок
составляет
Для
возможности расширения МКАД в две
стороны от оси 70-
Рельеф, продольный профиль и земляное
полотно магистрали.
В плане МКАД имеет 34 угла
поворота с вписанными в них кривыми радиусами: R>3000 м- 11 шт. R=2000 м- 20
шт. R=1500 м- 1 шт. R=1000 м - 1
шт. Без разбивки- 1 шт. Это позволяет обеспечить расчётную скорость движения
автомобилей до 150 км/час. В продольном профиле радиусы: выпуклой кривой –
Изменение
плана рельефа трассы произошло в случаях:
Изменение плана трассы произведено
в местах: Расположение трёх новых больших мостов через р. Москву у с. Беседы (
При
реконструкции МКАД приняты следующие параметры поперечного профиля проезжей
части и земляного полотна таб. №
Таблица№1 Параметры
поперечного профиля полотна МКАД (Союздорпроект т.,2 1996).
Число
полос движения |
от
4 х 2; до 5 х 2; |
Ширина
полосы движения |
3,75 |
Ширина
проезжей части |
|
Число
переходно - скоростных полос |
1
х |
Ширина
переходно-скоростной полосы |
|
Ширина
разделительной полосы между основным движением и переходно-скоростной полосой
|
0,75 |
Ширина
обочин |
|
Ширина
укреплённой части обочины |
|
Ширина
разделительной полосы между разными направлениями движения |
|
Наименьшая
ширина укреплённой полосы на разделительной полосе |
|
Ширина
земляного полотна |
|
Для
сохранения ландшафтов национального парка «Лосиный остров» на 95 –
Крутизна
склонов земляного полотна: выемок и насыпей высотой до
Продольный профиль МКАД при
реконструкции в основном не изменился, за исключением подходов к новым большим мостам. Общий объём земляных
работ составил 9307,7 тыс. м³. Для обеспечения устойчивости проектируемого
земляного полотна укрепление откосов предусмотрено в основном растительным
грунтом толщиной
На
подтопляемых участках откосы насыпей укреплены: железобетонными плитами
размером 3х2, 5х0,16 м – 24,4 тыс. м²; бетонными плитами размером 1х1х0,16 м –
12,2 тыс. м³ на щебёночном основании толщиной
Конструкции
дорожных одежд разработаны в соответствии с транспортно-эксплутационными
требованиями для дороги I
технической категории (по заданию – главная магистральная дорога). Расчётная
приведённая интенсивность движения на одну наиболее загруженную полосу, исходя
из общей перспективной интенсивности и состава движения (в обоих направлениях),
на расчётный 2015 год составит 6045 автомобилей в сутки. К строительству рекомендована
полужёсткая дорожная одежда: верхний
слой покрытия из асфальтобетона из горячей мелкозернистой щебёночной смеси типа
«А» I марки (ГОСТ 9128-84) на дроблёном
(или природном с добавлением дроблёного песка), гранитном щебне и
модифицированном битуме, толщиной 0,08; нижний слой покрытия из высокопористого
асфальтобетона из горячей крупнозернистой щебёночной смеси.