Эх, дороги! мкад ищет дублера..
За проезд по кольцу придется платить.
Платные дороги российскому человеку так же чужды, как туалеты
на улицах. За что платить-то?
но сейчас потихоньку стали появляться дороги поприличнее. На
общем убогом уровне новые трассы, построенные с душой да с
иностранными технологиями, могут легко быть приравнены к предметам
роскоши. Так что наша мкад, окончание ремонта которой с таким
нетерпением ждут все автолюбители, в скором времени может стать не всем
по карману. Хочешь ездить по удобной и быстрой дороге - плати...
Планы превратить мкад в платную дорогу и правда есть. На
специальных совещаниях у первого вице-премьера правительства москвы
бориса никольского уже не раз обсуждалась техническая возможность этого
проекта. Кандидатом в платные трассы является и кусок шоссе до аэропорта
"шереметьево".
Перенести эти планы с бумаги в жизнь мешает только одно -
отсутствие магистралей-дублеров. Все-таки у каждого водителя должен быть
выбор и какой-никакой обходной путь. По "дублеру" мкад, например,
можно было бы пустить транспорт, обеспечивающий нужды городского
хозяйства. Ну а те частники, которые хотят ездить быстро и не стоять в
получасовых пробках, пользовались бы платной и свободной мкад.
Проект создания новой кольцевой автодороги - дублера мкад -
появился в нииипи генплана еще пару лет назад. Конечно, грамотно
вписать современную магистраль с подобающей инфраструктурой
(мотелями, заправками, станциями техобслуживания и т.Д.) В густо
заселенные районы ближнего подмосковья - задача не из легких. Поэтому
архитекторам пришлось разработать три варианта прохождения трассы.
Друг от друга они отличаются удаленностью от мкад и протяженностью.
Первый вариант - кольцо-дублер длиною в 185,7 километра -
очевидно неудачный. Хотя именно он может быть назван полноправным
дублером мкад. От москвы новое кольцо будут отделять всего 15
километров. Само собой, прокладывать ее придется по живому. Свободных
земель в ближнем подмосковье нет. Значит, строительство погрязнет в
мелких и крупных скандалах, в судебных дрязгах.
Кроме того, трасса грубо нарушит границы природоохранной зоны
"пехорка", заказника "верхняя москва-река" и историко-природного
заповедника "лермонтовские места". А отказ от обходного пути на отрезке
лобня - королев грозит экологической катастрофой в районе клязьминского
водохранилища. В общем, возмущения общественности, пикетов зеленых и
запросов депутатов госдумы не избежать.
Торой вариант нового кольца (длина 212,5 км). Почти треть трассы
проходит по подмосковным лесам. Кроме того, ради строительства
пришлось бы практически уничтожить жилые поселки родники, удельная и
быково. Хотя добираться в аэропорты "домодедово" и "быково" с
противоположных концов области стало бы значительно легче. Но все-таки,
похоже, вреда от такой трассы больше, чем выгоды. Поэтому второй вариант
тоже обречен.
Бережное отношение к матери-природе аукнулось в третьем
варианте кольцевой трассы. Чтобы никак не затронуть систему
водохранилищ на севере подмосковья, длину дороги пришлось увеличить на
целых 77,5 км. Объезжать этот участок предполагается аж по малой
бетонке. Экологично, да долго. Реверансы в сторону зеленых с
клязьминским водохранилищем лишают практического смысла
строительство всего северного участка. Как ездят теперь из лобни в
щелково через мкад, так и будут ездить. Опыты архитекторов еще раз
наглядно продемонстрировали несовместимость экономики и экологии.
Еще одно "узкое" место этого варианта кольца-дублера - участок,
проходящий прямо через город жуковский. Возмущению жителей не будет
предела.
Короче, как говорил один известный киногерой, - никто не лишен
недостатков. Как бы ни изощрялись проектировщики, а всем угодить
невозможно. Что поделать, если практически все ближнее подмосковье
сплошь состоит из населенных пунктов да природоохранных зон!
освободить кольцевую от транзитного транспорта без строительства
"дублера" в подмосковье, увы, невозможно. Какая уж тут скоростная
платная дорога, если на ней от колхозных грузовиков не протолкнуться! так
что авторам проекта новой кольцевой, разрывающимся между очевидной
хозяйственной выгодой и печальной необходимостью в очередной раз
пожертвовать родной природой, остается лишь кусать локти и
ностальгировать по временам, когда "партия сказала - надо..."
Как бы то ни было, а идея дороги-дублера мкад настолько
заманчива, что возвращаться к ней будут всегда. Новая кольцевая не только
поможет решить транспортные проблемы мегаполиса, но и кардинально
изменит существующую градостроительную ситуацию. Вокруг нового
кольца начнут строиться коттеджные поселки. Глядишь, и новые города в
подмосковье появятся. Проложенная трасса облегчает доступ озверевших в
каменных джунглях горожан к природе и к родным дачам.
В общем, при разумном подходе к строительству дублер мкад
может принести пригороду и москвичам куда больше выгоды, нежели вреда.
Однако пока проектировщики встречают лишь мощное сопротивление
областной администрации, недовольной вмешательством столицы в их
федеральный суверенитет. Куда как более спокойно в области относятся к
планам реконструкции малого бетонного кольца, к слову, тоже
предложенным москвой.
Малое бетонное кольцо проходит приблизительно в 50 километрах
от столицы через города ногинск, звенигород, бронницы, голицыно и др.
Год рождения - 1952. Протяженность 320 километров. Сейчас из-за
плачевного состояния этой трассы, давно разменявшей пятый десяток,
водители стараются ее избегать. Пропускную способность сильно снижает
отсутствие мостов и развязок: поторчи-ка на переезде минут сорок!
к работам на малой бетонке дорожники могли бы приступить сразу
по окончании реконструкции мкад. Дорога расширится с двух до 4 полос.
Проходить непосредственно через города шумная трасса не будет.
Специалисты считают, что планы реконструкции малой бетонки пока куда
более реальны, чем строительство нового кольца-дублера. По крайней мере
здесь никто не будет изобретать велосипед: бетонка существует уже много
лет, и проектировщикам нужно только "осовременить" дорогу. Непрерывное
движение должны обеспечить разноуровневые развязки, а ветхие мостовые
сооружения будут укреплены или построены заново. Впрочем, даже
превратившись в хайвей, сама по себе бетонка транспортную проблему в
области не решит. Принять транзит из регионов - это пожалуйста. А
несчастные обитатели "полосы отчуждения" так и останутся в незавидном
положении буриданова осла, каждый раз выбирая, каким из двух одинаково
далеких колец им воспользоваться...
Однако не стоит думать, что в головах у дорожных архитекторов
сплошные круги и кольца. (Хотя мы не упомянули еще одну бетонную
окружность, скандальная история которой тянется с начала 80-х, - третье
транспортное кольцо.) Есть в долгосрочных планах место и для
реконструкции крупных радиальных магистралей, и даже для нового их
строительства. Уже идут работы на дмитровском шоссе (мкад - дмитров),
на участке трассы москва - рига (от мкад до красногорска) и на
каширском шоссе (мкад - кашира). Готов проект реконструкции
пятницкого шоссе. Начато проектирование дублирующей ярославку трассы
вокруг мытищ и обходной дороги вокруг химок на ленинградском шоссе. В
ближайших планах - реконструкция щелковского, новорязанского,
минского и киевского шоссе. Так что глядишь, и въедем мы в новое
тысячелетие по новой дороге, ни разу не затормозив в пробке и не
провалившись в щербатую колдобину. И останавливаться будем только за
тем, чтобы заплатить.
Андрей цыбульский.
|