Собственно, привлечение частных денег никак не может быть целью
создания госкомпании. Для этого есть другие механизмы – концессии,
государственно-частное партнерство (ГЧП). Буквально в день встречи
Медведева с Левитиным было заключено концессионное соглашение: ОАО «Главная дорога» построит выход на МКАД с дороги М1 «Беларусь» в обход Одинцово. Дорога будет платной.
У «Росавтодора» будет право передавать дороги в концессии от имени
государства и контролировать исполнение концессионных договоров.
Проводить отбор претендентов на концессию тоже будет госкомпания, ей же
придется выплачивать концессионеру компенсацию, если трафик в процессе
эксплуатации платной дороги не достигнет запланированной величины.
Действовать от имени государства «Росавтодор» сможет и при изъятии
земель, нужных ему для строительства дорог, и при установлении
сервитутов на земельные участки, нужные для строительства дорог и
придорожных объектов. При этом порядок определения платы за сервитут
устанавливает наблюдательный совет «Росавтодора».
Все федеральные дороги, передаваемые правительством в
доверительное управление «Росавтодора», будут либо частично, либо
полностью платными.
Проектов вроде дороги в обход Одинцово у «Росавтодора» должно быть
много. Раньше платными можно было сделать только новые или
реконструированные дороги. Теперь – любые, включая те, что построены на
средства бюджета. Нужно только решение госоргана, которому
подведомственна дорога (правительство, региональная администрация или
муниципалитет).
Бесплатная альтернатива не должна была быть длиннее платного пути
более чем втрое. Этот принцип установлен законом об автомобильных
дорогах. Но о качестве бесплатной альтернативы в нем ничего не
говорится. Кроме того, в статьи этого закона, посвященные платным
дорогам и альтернативному (бесплатному) проезду внесены многочисленные
правки, разрешающие делать платными отдельные участки дорог.
Автомобилисты и так платят в бюджет гигантские деньги, поэтому дороги должны быть бесплатными, уверен Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора».
А концентрация «Росавтодора» на платных дорогах приведет к тому, что
остальные окажутся в еще большем запустении, чем сейчас, опасается он.